ГИДРА ГЕДОНИЗМА И СТРЕЛЫ МИЛОСТИ

Идея услаждать свои чувства разнообразными объектами в быстросменяющемся режиме не нова и материалистична по определению. Наглядным примером сторонника сей философской доктрины гедонизма был, пожалуй, печально известный десятиглавый демон Равана.

Все десять его головушек служили ему именно для этой цели, повергая народ и небожителей в трепет своей творческой активностью. Такие таланты, используемые не по назначению, вскружили Раване головы и, в конце концов, тиран решился на похищение супруги Верховного Господа Рамы. 

У Раваны было два наставника: Господь Шива и Нарада Муни. Больше всего, понятно, Равана предпочитал общаться с Шивой, который, как известно, может благословлять на материальное процветание. 

Однако Нарада Муни не стал смотреть сквозь пальцы на дерзкую выходку своего, пусть и десятиглавого, подопечного и предстал пред Раваной в самый неудобный для того момент, когда ум воинствующего гедониста был охвачен предвкушением супружеских утех с красавицей Ситой. 

Нарада Муни терпеливо принялся раскрывать Раване глаза на абсолютную природу личности Господа Рамы, предупреждая злодея о роковых последствиях подобных развлечений. Но Равана не был готов на тот момент к дискуссиям на столь непопулярную среди гедонистов тему и решил, пользуясь положением верховного главнокомандующего Ланки пригвоздить своего, как он считал, «горе-наставника» к дереву, метнув в него копье-дротик. Какого же было его удивление, когда дротик, пролетев сквозь цель, лишь глубоко вонзился в дерево, не причинив Нараде Муни никакого вреда! 

Будучи лицемерным материалистом, Равана моментально почувствовал возможность выгоды и мгновенно сменил гнев на милость, склонившись перед духовным учителем с извинениями и мольбами о даровании ему, «трилокеше Раване», способности противостоять старости, болезням и даже смерти, чего, к его сожалению, отказался даровать ему Господь Шива. 

Нарада Муни же милостиво разъяснил своему ученичку нама-таттву и для достижения поставленной цели призвал Равану повторять святое имя Рамы и вместе с тем вернуть богиню Лакшми ее законному мужу. Увы, у Раваны, не хватило разума, несмотря на наличие десяти голов, прислушаться к доброму совету, и он выбрал смерть от стрелы разгневанного Рамы, не получив вообще ничего.

Смысл этой истории, на мой взгляд, еще и в том, что он показывает могущество святого имени Господа и тех, кто живет прославлением Святых имен, а также предостерегает от пагубной страсти гоняться за призрачным разнообразием материального мира, поскольку это ведет к погибели. А вот просто воспевая святые имена Кришны и посылая в направлении городских улиц стрелы милости — даже при, казалось бы, внешнем однообразии — мы сами обретаем благословение на даршан безграничной духовной энергии и погружение в нее навсегда. Иного пути нет!

Так что ждем вас на харинаму! 

Ваш Кришнадас Кавирадж дас